„Прислушивайся к советам, которые дают тебе преимущество. Никому не давай таких советов.“ Аль Капоне

Преимущество — это качество, свойство кого-либо или чего-либо, выгодно отличающие данного человека, данный предмет, данное явление и т. п. от других, демонстрирующие перевес, превосходство этого человека, предмета, явления над другими. В  принципе весь спорт основан на доминировании и преимуществе, конечно, каждый в соревновании рассчитывает победить. Смысл баскетбола в том, чтобы  набрать очков больше  соперника, или меньше чем он  пропустить… Нет ничьей, только победа и поражение.

стр

 Каждый человек генетически запрограммирован на конкурентную борьбу за свое выживание. Она может быть , как у страуса, пассивное или активное и это как раз про спорт. Хотя, достижение жизненно важного успеха в любом виде социальной деятельности и, как например успешная профессиональная карьера и т.п., невозможны без активного преодоления объективных и субъективных трудностей и в том числе противодействия со стороны других людей и организаций, преследующих те же цели. Поэтому воспитание успешного человека должно быть направленно на психологическую подготовку, на воспитании стержня борьбы и жажды победы. В спорте же,  хочешь побеждать — готовься,  против тебя будет стоять желающий выиграть спортсмен.  Помните гладиаторов? Тут мне сразу вспоминается слова персонажа  Сони  из сериала  (Love, Death & Robots)- « Знаешь, в чём моё преимущество? Каждый раз, выходя на арену, я дерусь за свою жизнь. Мой страх даёт мне преимущество. Это страх смерти».  Конечно, в наше время другие способы показать свое преимущество,  НО… поражения могут быть очень и очень болезненны .

Вернемся к баскетболу..  Когда то на сборах в Новогорске (со 2 сборной), мы ходили подсматривать тренировку 1 сборной СССР  и удивлялись, сколько внимание уделял главный тренер  А.Я. Гомельский спорному броску. Раз за разом пятерки занимали свои позиции вокруг  центрального круга и каждый раз команды на площадке договаривались, где отбросить мяч и как провести быструю атаку. Причем , боролись за спорный разные по росту игроки и обе команды старались предвидеть где будет отброшен мяч, что бы побороться за него после первого касания. Сегодня, после изменений в правилах игры в баскетбол, связанной с попеременным  владения мяча в случае спорных моментов, важность этого элемента несколько потеряла актуальность, но в принципе важно каждое владение мяча. В чем может быть преимущество?   Если в твоей команде есть игрок, который хорошо скачет и может выиграть спорный мяч в этом случае можно подготовить комбинацию результатам которой будет легкий мяч и хорошее начало игры. Конечно, важно понимать в какую часть площадки будет отброшен мяч и занятие удобной позиции  может быть неожиданностью для соперника, даже если спорный мяч выиграет выше прыгающий игрок противника.

Во всяком положении есть свои преимущества. Главное — не забывать ими наслаждаться. Макс Фрай

Хороший баскетболист должен всегда показывать своё преимущество над соперником в каждом элементе в каждом маневре  в защите и в нападении.

https://www.youtube.com/watch?v=nzXXLBNWzKohttps://www.youtube.com/embed/nzXXLBNWzKo

Пример: подбор мяча и команда бежит в быстрый прорыв. Вопрос: у кого преимущество? Если игрок с мячом подготовлен (хорошее ведение, бросок, видение площадки и т.п.)  а после подбора игроки немедленно отреагировали на смену владения мяча и выполнили короткий спринт, опережая соперника то преимущество у нападения , тем более, что лицом вперед нападающий стартует быстрее, чем защитник начинающий движение спиной вперед. Жалко, что об этом очень часто  забывают и не пробуют использовать эту ситуацию. Ну, а создав  численное преимущество 2х1, 3х2, 4х3, при правильной реализации, можно довести эффективность быстрого прорыва до 80-85%. Но, с другой стороны, если игрок с мячом не так хорош, а команда правильно  организованна в переходе от нападения к защите, появляется возможность остановить соперника и заставить его тратить силы на позиционное нападение.  А  подвижный защитник,  играющий активно против сильной руки, правильно использующий позицию соперника (в непосредственной близости от боковых и лицевой линий) или нехватку времени на атаку, получает возможность доминировать над нападающим.

Баскетбол — игра  гигантов. Очень часто люди считают, что   рост — это всё что нужно для игры в баскетбол. Но лучших командах в ведущих баскетбольных лигах не играют только  самые высокие спортсмены.  Дело в том, что  есть еще и скорость, прыгучесть, расчетливость, филигранное владение техникой, снайперские качества, командная сыгранность, которые сводят к минимуму преимущество в размерах спортсменов. В этом красота БАСКЕТБОЛА !!  Ведь, если мы рассмотрим баскетбольную площадку то увидим что под кольцом  есть  зона преимущества высокого игрока,  но на периметре, наверняка,   у подвижного и быстрого. Для каждого игрока важно уметь находить своё преимущество и уметь его реализовывать. В этом цель тренировок баскетболиста и работа тренера. И если удастся освоить приемы игры с использованием преимущества  твоей команды, то позволит выигрывать  микро дуэли  в матче, что значительно увеличит шансы на победу.

Основу   спорта составляет мотивация достижения успеха, стремление быть первым в состязании с равным. . Он всегда ориентирован не только на победу над соперниками, но и над собой, на свой личный результат. Это основа прогресса  и самовоспитания. Достижение победы требует от спортсмена максимальной мобилизации его физических и психических резервных возможностей, как в процессе подготовки, так и непосредственно в соревновании. Победитель испытывает высочайшее внутреннее удовлетворение от достигнутого успеха. Здесь важно учитывать, что каждый спортсмен, совершенствуясь,  соревнуется еще и с самим собой, внешними препятствиями и внутренними трудностями, которые должен преодолеть. Однако следует учесть, что в любом спортивном соревновании есть не только победители, но проигравшие борьбу. Казалось бы, проигравшие и аутсайдеры должны покинуть спорт, но они не уходят, они вновь и вновь готовятся к соревнованиям и стартуют. Следовательно, в спорте есть победители, призеры и есть проигравшие, но нет побежденных. Проигрыш или поражение мотивируют настоящих спортсменов на будущую победу.

 У одноглазых есть преимущество, ведь они могут видеть два глаза другого человека, тогда как двуглазые могут видеть лишь один глаз одноглазых.

„Осторожно: когда ты в блеске славы, у твоих врагов преимущество они подстерегают в тени.“ — Станислав Ежи Лец

Еще раз о рефлексах. Вспоминаем И.П. Павлова и его собак.

В своих ранних публикациях, я уже касался темы разучивания и укрепления двигательного действия, без чего, абсолютно, не возможен прогресс и достижение профессионального уровня спортсмена.  

sc

 Для этого мне хотелось бы напомнить то  над чем работал Ива́н Петро́вич Па́влов — русский и советский учёный, физиолог,  создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы; лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 1904 года. Ему принадлежит величайшая заслуга создания крупнейшей, не имеющей равной, в мире физиологической школы.. Одно из направлений его исследований  — тема безусловных  (врожденные, постоянные, наследственно передаваемые реакции такие как сосательные и двигательные -зрачковый, коленный и т.п) и условных (приобретаемых в процессе жизнедеятельности) рефлексов.  И эти – вторые, для спорта, имеют особое значение.  Простейшая рефлекторная дуга у человека проявляется при уколе пальца булавкой.  Когда рефлекс  позволяет человеку автоматически (непроизвольно) адаптироваться к изменениям окружающей среды, например, отдергивать руку от болевого раздражителя.  Все это способствует сохранению постоянства внутренней среды, то есть поддержанию гомеостаза.  В своем знаменитом эксперименте с участием собаки   И.П. Павлов звонил в звонок или зажигал свет  каждый раз перед кормлением животного. Следует отметить, что при виде еды у собаки через слюнные железы начинала выделяться слюна. В результате через некоторое время у животного вырабатывался условный рефлекс, звонок сам по себе вызывал выделение слюны и без наличия пищи.  Понятно, что для выработки итого рефлекса необходимо определенное время, но интересно, когда собака слышала более сильный раздражитель, например выстрел, наработанная реакция пропадала. Правда, на восстановление навыка требовалось меньше времени и, если не повторялась эта стрессовая ситуация, после длительной тренировки выстрел влиял только интенсивность выделения слюны.

Собственно, в спорте это основной принцип тренировки. Возникают они течение тренировок и исчезают при их отсутствии, но закрепляются генетически (не передаются по наследству ). Условно-рефлекторные реакции зависят от прошлого опыта, от конкретных условий, в которых формируется условный рефлексПри формировании двигательных навыков в спорте огромное значение приобрело создание у обучаемых правильных зрительно-мышечно-двигательных представлений об изучаемых физических упражнениях, особенно в тех видах спорта, технические приемы которых  значительно отличаются от привычных способов движений. А при работе над нежным рефлексом нужно четко понимать, что все идет через сознание и эффект дает только правильное выполнение движение. Например, если игроку дали задание  бросить 10 бросков, и он забивает 3, промахиваясь 7, то угадайте что в его навыке останется?  Правильно, то что получилось больше..  Что не так, количество бросков (может сил мало бросать 10 бросков), расстояние до кольца или позиция бросковая через чур сложна но, эффект от подобных  заданий наверняка будет ниже чем в системе тренировок от простого к сложному  с использованием анализа проделанной работы. В тренировочном процессе именно так работает наработка навыков всех элементов защиты и нападения.

Еще одну вещь Академик Павлов обнаружил в своих опытах.  Оказывается, что у собак две реакции на сложные задачи и трудные условия: в сторону возбуждения и в сторону торможения. В первом случае собака мечется, рвется, визжит, лает, воет. Во втором, утрачивает подвижность и вяло реагирует на окружающий мир.  Каждый спортсмен тренируется для участия в соревнованиях или в играх, что подразумевает  огромный стресс  и именно такие эмоции проявляются в это минуты.  Эффективность деятельности спортсменов может снижаться при развитии у него перед деятельностью или в ходе нее неблагоприятных психофизиологических состояний тревоги, страха, монотонии, психического пресыщения, утомления, фрустрации. Устойчивость к этим состояниям (время, через которое они появляются, интенсивность выраженности) у разных спортсменов неодинаковая, что обусловлено рядом факторов, в том числе и типологическими особенностями свойств нервной системы, имеющимися у спортсмена. При этом спортсмены устойчивы к одному состоянию, но не устойчивы к другим, что зависит от того, какие типологические особенности у них имеются. Таким образом, у каждого спортсмена проявляется специфическая устойчивость к тому или иному состоянию (быть лидером, ролевиком , нытиком и т.п.).

 В организации тренировочного процесса и соревнования тренерам целесообразно учитывать эффективность деятельности спортсмена в роли ведущего и ведомого . Лица со слабой нервной системой более эффективны в роли начинающих, то есть когда они выступают первыми. Лица с сильной нервной системой более эффективны в роли ведомого, когда они выступают после соперника и знают уже его результат. Такие же соотношения имеются между лицами с подвижностью и инертностью нервных процессов. Следовательно, в зависимости от того, как складывается во время игры ситуация, и тактических задач тренер может варьировать составом, делая ставку на наиболее эффективных, на данном отрезке игры, спортсменов.

Сидят в лаборатории две обезьяны.Одна другой говорит:

 -А ты знаешь про теорию Павлова о условных рефлексах? 

 -Нет, а что это?

 -Ну вот смотри.Я сейчас нажму вот эту красную кнопку и квази-обезьяны в белых халатах принесут нам банан.           

 (Тренера и Родители подумайте об этом !!!!) 

Чем больше свободы — тем больше ответственности, парадокс или неписаный закон?

Давно было желание коснуться темы ответственности. Вся наша жизнь состоит из цепочки решений, которые, в конце концов, приводят каждого в то место в котором он находится сейчас. И, конечно же, человек реагирует на изменения в соответствии с тем, что чувствует и что хочет, для себя. И ответственность за принятые чины несет индивидуально. Сатисфакцию или разочарование формирует неудача или успех в достижении цели. В этом сезоне, когда по разным причинам не удалось провести планомерную и комплексную подготовку к соревнованиям, появилась возможность реально оценить индивидуальную способность добиваться намеченной цели у многих спортсменов. По моему мнению, получили огромный шанс проявить себя игроки умеющие мотивировать себя работать индивидуально.

Менее талантливые и более трудолюбивые получили возможность показать себя. Тот, кто не смог переосмыслить реальность и поменять подход к работе, целиком полагаясь на свои природные данные, не смогли показать свой потенциал в 100%. Из года в год работая по накатанной, в предсезонной подготовке, зачастую, спортсмены работают не задумываясь, выполняя тренерский план подготовки, будучи абсолютно уверенными, что начнут сезон в хорошей спортивной форме. Целиком и полностью доверяя тренеру. И в большинстве случаев -это действительно работает. Но…

В этом сезоне, работать в плановом режиме не получилось с поводу пандемии. На себе испытал, как это не просто готовить команду к сезону имея перерывы на Карантин (12 дней) и пол- команды переболевших Ковид 19 в разное время. В этом моменте особое значение имела личная ответственность каждого члена команды. При запретах выходить на улицу и находясь запертых в 4 стенах, трудно было поддерживать свое тело в боевой готовности. И не всем это удалось.

Поэтому, тема ответственности вышла на первый план. Вот что пишет об этом ВИКИПЕДИЯ —

Ответственность — это личностная характеристика человека, описывающая его способность обстоятельно анализировать ситуацию, заранее прогнозировать последствия (весь комплекс следствий) своих действий или бездействий в данной ситуации и делать выбор формы своих поступков с готовностью принять последствия выбора, как неизбежные свершившиеся факт.

То, о чем писалось выше, больше относится к личной ответственности и каждый должен понимать, что результат будет зависеть только от твоего, личного, подхода к делу, от того, на сколько правильно расставлены приоритеты в работе. Но в командных видах спорта ситуация на много сложнее. Дополнительная ответственность перед партнерами, за общий результат команды, причем, в стрессовой ситуации, в контактной борьбе с противником, заставляет спортсмена переосмысливать аспекты своей деятельности. Особое значение имеет честность игрока (прежде всего перед самим собой) и реальный анализ своих возможностей на площадке. А понимание своих сильных и слабых сторон позволит проявить позитивные и ограничить негативные последствия своей игры.

У каждого игрока на площадке есть свои обязанности и ответственность за выполнение заданий тренерского штаба. Что это значит? В первую очередь необходимо знать и понимать командную тактику. Какая позиция и роль отведена для тебя в нападении и в защите. Например, если рассмотреть нападение , а твоя роль — доминирующий центровой. Это значит что, ты должен уметь завершать атакующие действия своей команды. Твоя игровая зона, преимущественно, находится в радиусе до 4-5 м от кольца. Допустимый процент реализации бросков в атаке для хорошего центрового — от 50%. Знает ли соперник об этом? КОНЕЧНО! Изучает ли твою игру? ОБЯЗАТЕЛЬНО!!!! Будет ли стараться помешать тебе? А КАК ЖЕ !!!! Будет ли играть жестко? ЕЩЕ КАК!!!!!!

Б Л И Н !!!!!!! Ч Т О Д Е Л А Т Ь?????

А все просто! Хочешь быть ДОМИНИРУЮЩИМ? Готовься быть им!! Причем, само не придет НИЧЕГО!! Только на тяжелых тренировках можешь научить свое тело терпеть боль и беспрекословно повиноваться своим желаниям. Это позволит тебе быть эффективным, не смотря на сопротивления соперника. В связке с партнерами, научишься взаимодействовать и быть максимально полезным команде. А понимание командной тактики, всегда поможет избежать SOS ситуации и найти правильное решение в сложном игровом моменте.

Если твоя роль в команде — атака с дальней дистанции, требовательность к твоим действиям еще выше!!! Такие игроки особенно ценны и разыскиваемые на баскетбольном рынке. Но, необходимо понимать, что бросить по кольцу — может каждый. А вот уйти от опекуна, уметь использовать помощь партнера, выполнить бросок опережая защитника, при неравноценной смене игроков, поменять способ атаки и т.п. — очень и очень не просто!!! Причем процент попадания должен быть выше чем 35% !!! Высока ответственность за каждый бросок, но только в этом случае твое игровое время будет увеличиваться.

Конечно же, не только в нападении проявляется ответственность за свои действия, но и в защите. Может не так заметны, но игроки от «черной» работы нужны каждому клубу. Если в твоей команде есть ответственный игрок, который может «выключить» из игры Лидера соперника — это на равно со снайпером играет огромную роль в победе! Выигрывает тот, кто больше забивает или тот, кто меньше мячей пропускает

Ну и последнее… Никто не становится классным игроком по мановению волшебной палочки . Может, пока, задания для молодого игрока выглядят скромнее, но каждый должен понимать важность даже простого элемента игры!! Доверие и возможность проявить себя необходимо заслужить у тренерского штаба и партнеров. А это совсем не просто. Ответственность велика за каждое действие. Одна потеря — и игра проиграна, проспал в защите — противник получил преимущество, забыл комбинацию — не позволил партнеру забросить мяч с подготовленной позиции. А что в ответ ? Теряешь игровое время. И необходимо быть психологически готовым к реакции Главного Коуча во время игры. Если что то не получается, не выходит, нужно уметь правильно анализировать свою игру и терпеливо работать над исправлением ошибок и не останавливаться в развитии!

Безответственность, которая предполагает отсутствие задач и обязательств, нежелание и неумение отвечать за последствия собственных действий не позволит НИКОМУ стать Успешным !!

Мужик, у которого сын—разгильдяй, приходит к своему старому отцу: — Батя, как нам с женой воспитать умного, послушного, ответственного ребёнка?? — Ребёнка, сынок, надо любить, искренне любить; нужно много терпения, много внимания, доброты; и самое главное — самим служить ему хорошим примером! — И это всё?! — Всё… А, ну да, — само собой, люлей давать почаще не забывайте! Источник: anekdotovmir.ru

Самое главное — думать не о проблеме, а о её решении

У каждого тренера есть своя философия, свой стиль. Используя свой багаж знаний и опыт, необходимо научиться правильно реагировать на быструю смену ситуации во время игры. Нужно хорошо знать своих игроков и стараться предвидеть то, что происходит на площадке.Только так можно развиваться что бы стать лучше. У каждого — своя дорога и нет готовых рецептов. qq

Одним из важных элементов успешности команды является правильный баланс использования игроков. В середине сезона, как правило он уже выработан.Моя же робота только началась,  и нужно было вплотную заняться этим. Во главу угла ставиться эффективность действий во время матча. Рассмотрим такой пример. Начало игры, берем одного из игроков который отлично начинает игру… несколько удачных атак, хорошая отработка защитных заданий… все вокруг довольны…. И сам игрок, чувствуя подъем в игре показывает все свои  возможности, физические и технические. Насколько его хватит и как будет выглядеть его игра, когда утомление организма возьмет своё? Если спортсмен не прочувствует изменения состояния и не отреагирует должным образом (например , попросив замену и т.п.), все закончится более или менее значимыми, но ошибками в защите, нападении и заменой, на негативной ноте. То есть, если чуть раньше сделать замену, каких-то отрицательных результатов можно было бы избежать. Но если принять во внимание то, что в игре принимают  участие 9-10 игроков, и зная своих подопечных, можно многое  предвидеть и улучшить качество игры команды. Важно работать с игроками помогая им узнать и понять себя. Не все были довольны перестройкой, но уже в первая игра показала позитивная динамика перемен. Каждому необходимо было пересмотреть свою роль на площадке.

oo

Многие ведь никогда не работали на максимальных оборотах, а не зная своих возможностей могли рассчитывать только на сильных партнеров или слепую удачу..  И это отдельная, большая и серьёзная тема….                                                                                                                                                                   И еще об  одной проблеме хотелось бы рассказать. Принимая команду после длинной серии поражений, главной задачей на тот период было разбудить, вывести из зоны застоя игроков. Но, после того, как были одержаны первые победы, появилась опасность самоуспокоения и возврат из стрессовой ситуации (последнее место в Лиге, что собственно и не поменялось на тот момент) в спокойное русло (в котором команда была до моего прихода). Проблема психологического плана, и должна быть под тренерским контролем  хотя, чаще всего лежит в плоскости индивидуальных качествах игроков. Но ее необходимо решать, поскольку велика вероятность реакции группы. А для наставника важно ограничить негативные воздействия на спортсменов и сохранить позитивную мотивацию подопечных. Этим  отличается  спортивная психология – учить игрока правильно реагировать не только тогда, когда появляются проблемы. Конечно, все люди разные, но выигранная игра является отличным моментом  для мотивации игрока быть еще  лучшим.                                                                                                              Как можно это сделать? Вот тот вариант которым я пользуюсь в своей работе и он приносит хорошие результаты. Мы стараемся анализировать и обговаривать прошедшую игру (обращаем внимания на  мелочи, не совсем заметные, на первый взгляд). Обмениваемся мнениями и если позитивные моменты воспринимаются легко и без возражений, то негативные – все предпочитают не обсуждать (игра то выиграна!! Цель достигнута!!), но это необходимо делать! А если над ошибками системно не работать – они сами не исчезнут. Чем это грозит? Поражением, разочарованием и  еще более глубокой психологичной “ямой”, а время то поджимает…

oo

В таких случаях,  может помочь скаутинг игры (у меня есть своя статистика “экспресс” — вовремя каждой четверти, и “общая”  — после просмотра видео матча)  в котором регистрируется каждое действие игрока на площадке (позитивное и негативное), что помогает оценить его  полезность его  нахождения  в игре, минута по минуте.Это позволяет понять, насколько игрок готов играть c максимальной отдачей и когда ему необходим отдых.  А после игры можно спокойно анализировать (часто вместе с видиопросмотром) игру спортсмена и планировать работы над его плюсами и минусами. Позже все данные заносятся в “общую” таблицу, где пересчитываются все действия на единицу времени.Стараемся минимально сократить данные и сделать их понятным каждому. Конечно глобальных перемен добиться не получится, но если ставить небольшие, достижимые задачи игроку, то получается  удержать  концентрацию и отвлечь  от безразличия к результатам его работы. Конечно, этот анализ и вся “процедура”  занимает много времени и терпения. Но это необходимость…  И мы много разговаривали о нашей игре, смотрели нарезки, анализировали наши действия. Приятно было видеть  прогресс команды в игре в защите, по сравнению с нашими первыми совместными играми.

Так шаг за шагом игрок начинает лучше понимать, что от него требует тренер. Повышается уровень взаимного доверия, что позитивно влияет на качество игры.  На площадке нет равнодушных, каждый старается отыграть по максимуму, минимализировать количество «диких» атак и невынужденных ошибок.

К сожалению, мы можем только предполагать, как мог закончиться этот укороченный сезон. Но я надеюсь, что многие в нашей команде, включая меня, узнали больше о себе. Получили опыт работы в непростой ситуации и вышли с него с высоко поднятой головой.

И теперь пришло время готовиться к следующему сезону.

Один обдуманный шаг… освобождает от множества пустых пробежек…

Как и обещал, хочу поделиться  наработками , которые я использовал, приняв команду Котвица Колобжег.  Еще раз напомню, этот клуб была в сложном положении: длинная серия поражений и последнее место в турнирной таблице. Анализ игр показал, что главная проблема – это игра в защите, практически проходной двор и отсутствие чувства противника при  борьбе на своем щите и это при том, что, в среднем, команда забивала больше 80 очков за игру..

qq

Все начинается от обороны. Пропустив мяч в свою корзину, тяжело рассчитывать на игру быстрым прорывом или транзитным нападением. А именно этот способ наиболее эффективен. С другой стороны, поражая кольцо противника, у тебя появляется возможность организовать защиту и не позволить сопернику забивать легкие мячи. Именно поэтому, мое внимание  на первом этапе тренировочного процесса  было сконцентрировано на индивидуальной защите и транзитном нападении. Самым серьезным соперником в этот период, было время, которого катастрофически не хватало …

Принимая  во внимание  то, что психологически, игроки были уставшими от поражений и нахождению друг с другом, тренировки нельзя было делать длинными и монотонными.  Хотя, упражнения в обороне, например, как раз и являются таковыми..  Вся работа над защитными навыками основана на  наработках  рефлексов и это подразумевает повторяемость движений с определенной нагрузкой. Большинство игроков  избегали  жесткого контакта и необходимо было держать под персональным  контролем каждого, во время выполнения всех упражнений. qq

В атаке, было много движений, которые были не эффективными по разным причинам ( заслоны – без заслонов, проходы – без нацеленности на кольцо, броски с не подготовленных позиций и т.п.). Хотя, возможности игроков были гораздо шире, чем  они показывали это на играх.                                                 Мы начали работу над нападением с  концентрации на индивидуальных действиях и персональной ответственности за каждое действие. Разнообразие было жестко ограниченно. Например: выбираешь проход – заканчивай броском, при двоечке смена — мяч большому под кольцо, неравноценная смена на периметре: игрок периметра  с мячом — игра 1х1, при заслоне игроку с мячом, если его защитник идет низом – готовь бросок и т.п.. Об этом знает вся пятерка на площадке и каждый выполняет свои обязанности — страховать быстрый прорыв соперника или бороться за подбор на щите. А атакующий, концентрируется только на исполнении своего маневра.

qq

Пришлось во время тренировок, продуктивно использовать каждую часть занятия. Например, при разминке отрабатывались  схемы транзитного нападения с элементами целенаправленной  атаки при определенном движении мяча. Что позволило совершенствовать навыки спейсинга, тайминга и т.п. для всей пятерки игроков. А во время второй части растяжки в движении,  включать необходимые индивидуальные упражнения на работу в защите, в различных формах и с различным заданием.

Конечно, пришлось выделить специальный тренировочный блок (обычно после разминки), который позволил  поработать над  элементами обороны и нападения в группах, оттачивая взаимодействие между игроками разных формаций.

Когда было особенно тяжело, ребята, почти всегда, хотели вернуться в свою зону комфорта, что тоже было проблемой. После каждой тренировки (во время растяжки) я устраивал 5-7 мин. обсуждения работы на занятии. Старался научить их быть честным перед собой и перед партнером по команде. Не все хотели обсуждать это в группе, поэтому много было индивидуальных бесед,что позволили нам лучше узнать друг друга (я хорошо знаю польский и английский и для меня было важно чтобы все понимали мои требования) .

Но самое важное было —  поддерживание интереса к упражнению, концентрации и элементов соперничества. Для лучшей усвояемости ,информация подавалась в нескольких формах:

1 Объяснение

2 Схематическая визуализация задания на таблице или бумаге флипчарта в процессе объяснения  упражнения

3 Видео материалы других команд , выполняющих правильно разучиванные элементов.

4 Повторение материала в медленном режиме и объяснении вариантов решения задач.

Это позволило избежать повторения ошибок и солидней усвоить теоретический материал.

Для игроков, на этом этапе, мы готовили только не больше 2 вариантов продолжения комбинаций в нападении. В защите –  главное правило : не проиграть 1х1, и смена при заслонах и других взаимодействиях. Особое внимание уделяли работе на подборах (на своем щите и кольце соперника), и достаточно быстро этот элемент перестал быть проблемным.                                                                              Мы солидно поработали над тактикой. Старались  максимально учитывать сильные стороны наших игроков и использовать собранные данные  о соперниках. В общем и целом игроки стали более командными и последовательными. Начали работать наши игровые заготовки. Конечно, не хватало  концентрации на все 40 минут, но все увидели, что не зря столько пота пролито на тренировках.

 

Первый эффект был достигнут (правда не стабильный) после 3 недель тяжелой работы. Я благодарен упорности и терпению моих игроков. И  эффекты нашей работы доставили удовлетворение всем нам. Что, собственно, позволило сделать следующий шаг вперед.

 

Эмоции не дают нам выйти из зоны комфорта, но, если вы хотите стать лучше, придется постоянно переступать через себя и покидать ее.

 

Иногда чтобы продолжить, надо начать заново.

Всем Здоровья!!!

Очень странный сезон получился …  для всех …. ну а для меня – в особенности. В середине декабря, в день моего рождения, позвонили мне с клуба Котвица из Колобжега с предложением принять команду (которая была последняя в рейтингах, 2 месяца без побед..)  .  До конца сезона осталось 14 игр и по моим расчетам можно было поправить положение. У предпоследней команды  было на 3 победы больше,  и далее 4 команды с преимуществом в 4 выигранных игр.  Трудно — но возможно. Дополнительной  причиной было то, что с этим городом связаны у меня разного рода воспоминания (позитивные и не очень ) и большое количество друзей и приятелей, которые ,собственно , и повлияли на то что я принял это предложение.

вва

Конечно, я понимал, как велик риск. Неудача в тренерской работе влияет на многое …  Последний раз в Польше, я работал лет десять назад и возвращение на баскетбольный рынок Европы – очень не простая вещь.  У меня был удачный опыт работы с польскими командами (выигранные  авансы в PLK – Польскую Профессиональную Лигу) и система подготовки к регулярным играм 1 раз в неделю и иногда среда — суббота позволяет подготовить команду, поправить физическую подготовку и скорректировать тактические схемы в защите и нападении. Особое внимание было уделено психологической подготовке. Оказалось, что в команде преобладают игроки с холерическим темпераментом. А они имеют очень непростой характер. Нередко, общение с холериками затрудняется тем, что они не признают никаких компромиссов. Если решит выложится на площадке то от партнеров будет требовать того же. А попробуйте угадать, что будет, если у него не будет желания бороться?

112

Холерик может в короткое время может  практически максимально использовать всю свою энергию.  Только истощенный организм не сможет показать свои возможности в дальнейшем. И с другой стороны, холерик быстро восстанавливается, если он имеет солидную физическую базу, то в состоянии выдержать 25 -30 минут активного игрового времени.  Впрочем, если энтузиазм по какой-либо причине иссякнет, холерик вряд ли завершит начатое.  Среди недостатков холерика выделим то, что их энергия часто идет на раздражительность, конфликты, грубость.  Как правило, представители этого темперамента остро реагируют на несправедливость и должны учиться контролировать себя. Тем, кто много общается с холериками, сложно расслабиться в их присутствии. Потребовалось много времени, что бы убедить игроков в необходимости перемен и  заставить игроков думать по-новому. Конечно в команде были ребята с различным характером и темпераментом.  В команде образовалось несколько групп, которые имели абсолютно разные цели и подведение их к одному знаменателю,  было первоочередной задачей. Никто не хотел выглядеть плохо или быть виноватым в поражении. Собственно это и стало базовым пунктом, от которого я отталкивался, начиная работу с этими игроками (только на бумаге это была команда). В первую очередь, необходимо было завоевать их доверие. С этим,  для меня было немного легче..  Потому что я в Колобжеге   долго играл и работал..

Когда то  помог выйти  в первый польский дивизион  выступал за эту команду несколько сезонов , выиграл выход в профессиональную лигу- как тренер, организовал свой приватный баскетбольный  клуб для жителей Колобжега ( многие  до сегодняшнего времени живут и работают на этом курорте). Авторитет и моя известность помогли сократить период убеждения  вправильности перемен. Т.е. осталось упростить все требования до формулы черное (негативное) и белое (позитивное). Убедить выйти из зоны комфорта  и последовательно реализовать новые требования, которые были простыми: все, что для победы — хорошо, а то, что не позволит выиграть – плохо. В общем-то, при анализе команды немного раньше, я рассчитывал на то, что в составе будут игроки, которым важны победы, их личное участие в выигранных играх.   И не ошибся, через 2 недели команда заиграла по-другому и пришли победы с командами из 1 четверки и лидерами лиги.

123

Команда набрала уверенности,  и только решение закончить лигу по причины эпидемии остановило наше восхождение в турнирной таблице. Перед последними 3 играми мы были уже на предпоследнем месте и показывали баскетбол неплохого качества, что позволяло надеяться на оптимистическое окончание сезона. Что ж… сезон не дошел до своего завершения . Теперь, есть время проанализировать все, что получилось или не совсем вышло. И есть несколько наработок,  которыми я хотел бы поделиться с Вами в следующих публикациях.

Помните: Существует только одна форма инфекции, которая распространяется быстрее, чем вирус. И это — страх.

Целым овладевают по частям

Успех в спорте зависит от активности спортсменов.Победы находят только того, кто работает понимая  необходимость тяжелых нагрузок а не любителя подвигаться. У каждого человека двигательная активность разная, но достижение высокого спортивного результата возможно только при выполнении    запланированных тренировочных нагрузок. Между тем первоначально спортсмены и, к сожалению, некоторые тренеры стремятся проделать работу как можно большего объема, чтобы быстрее добить­ся желаемого результата, согласны до изнеможения работать, вместо то­го, чтобы подумать, как работать. И только разумное партнерство ТРЕНЕР — ИГРОК может принести УСПЕХ в совместной деятельности..

bb

Спортсмен должен точно представлять смысл каждого упражнения и его практическую необходимость. Тренеру  необходимо помочь воспитаннику в формировании «мостов понимания» между конкретными упражнениями и целостным движением или деятельностью, в которой ему придется участвовать.  Отсутствие этого процесса нередко делает тренировку менее эффективной и влияет на активность спортсмена. Опытные профессионалы тренируются с большим желанием, если они участвуют в планировании тренировок, подборе упражнений и принимают свою долю ответственности за конечный результат.                                                                                                                                                                Думающие молодые спортсмены и более опытные часто делают полезные поправки и замечания тренеру относительно модификации отдельных упражнений, планирования тренировок и соединения отдельных частей тренировочного процесса в единое целое. Многие спортсмены знают значительно больше, чем порой кажется тренеру, о своих индивидуальных особенностях, двигательных способностях и физических качествах. Внимательное отношение к предложениям спортсмена может нередко способствовать более продуктивным тренировкам и скорейшему освоению упражнения благодаря активности и полной самоотдаче спортсмена.

Но одним из факторов, снижающих активность спортсменов на тренировке, являются допускаемые   ошибки при постановке задачи.  Вот что показали научные исследования того, что влияет на эффективность работы на  тренировках.

— концентрация на правильности выполнении  упражнений, вместо того чтобы поставить задачу, которая должна быть решена.

— задача, которая ставится перед воспитанниками тренером, является значимой для него, а не для спортсменов.

— тренер ставит неконкретную задачу.

— тренер использует непривлекательные для игроков упражнения.

— тренер ставит перед учениками задачу, недостижимую в пределах одной-двух тренировок. В этом случае у спортсменов создается впечатление, что затрачиваемые ими усилия напрасны.

bb

Большое влияние на активность спортсменов на тренировочных занятиях оказывает их удовлетворенность тренировками. Она может рассматриваться в нескольких аспектах: удовлетворенность условиями и содержанием тренировок, взаимоотношениями с товарищами и тренером, успехами обучения. Чем более зрелый в социальном и спортивном отношении спортсмен, тем дифференцированее дается им оценка удовлетворенности по этим параметрам, причем главной становится удовлетворенность спортивными результатами и взаимоотношениями с тренером.   Общая удовлетворенность повышает активность спортсменов на тренировках. Но удовлетворенность достигнутым, сохраняющаяся длительное время, может привести к благодушию, самоуспокоенности спортсмена и к снижению его мотивации. Активность должна быть организованной тренером, то есть ограниченной рамками запланированного материала.  Только тогда спортсмены получают удовлетворение от двигательной деятельности. Кроме того, они более терпеливы и могут дольше работать на фоне усталости.

Упражнения с большим числом повторений  позволяют спортсменам реализовать свою высокую потребность в двигательной активности, что важно при освоении, закреплении и отработки новых игровых навыков.  Для этого при выполнении упражнений, тренеру нужно не объявлять число повторений, одинаковое для всех, а отсчитывать интервалы времени (вести счет, например до десяти), в течение которого каждый спорт­смен будет выполнять упражнение в том темпе, который соответствует его возможностям, его активности. Особое внимание стоит уделить самоконтролю за выполнением задания.

bb

У спортсменов с разными психологиче­скими особенностями, например темпераментом ( холерик и флегматик принимают информацию абсолютно по разному!!) , имеются существенные различия в процессе формирова­ния новых навыков.Первоначальное запоминание лучше осуще­ствляется спортсменами с инертностью нервных процессов. Однако не только память на движения определяет формирование двигательных умений. Перера­ботка информации, использование ее в процессе выполнения движений тоже иг­рают существенную роль, а они связаны с подвижностью и лабильностью нерв­ной системы. Спортсмены с инертностью нервных процессов лучше усваивают небольшой объем движений в стандартных условиях с малой вариативностью. Переход к ос­воению ими нового в работе целесообразно осуществлять только после прочного . своения предыдущего материала. Спортсмены с подвижностью нервных про­цессов лучше усваивают разнообразные действия с последующим их совершенст­вованием.Поэтому темпы обучения на начальном этапе выше у лиц с подвиж­ностью нервных процессов (и это часто принимается тренерами за наличие у них больших способностей, чем у инертных). Однако затем инертные догоняют под­вижных и качество навыка становится у тех и других одинаковым (см.: Гонча­ров В. И. Роль типологических особенностей нервной системы в запоминании и сохранении образа физических упражнений // Психофизиологические особен­ности учебной и спортивной деятельности. Л., 1984).  Это может ввести в заблуждение тренера при первом знакомстве со спортсменом, особенно в тех случаях, когда спортсмен знает, что его «просматривают». Спортсмен, особенно со слабой нервной системой, становится психически закрепощенным и не показывает всего, на что способен.

bb

В организации тренировочного процесса и соревнования тренерам целесообразно учитывать, например, эффективность деятельности спортсмена в роли начинающего и догоняющего. Лица со слабой нервной системой более эффективны в роли начинающих, то есть когда они выступают первыми. Лица с сильной нервной системой более эффективны в роли догоняющих, когда они выступают после соперни­ка и знают уже его результат. Такие же соотношения имеются между лицами с подвижностью и инертностью нервных процессов. Следовательно, в зависимо­сти от того, как складывается во время игры ситуация, и тактических задач тренер может варьировать составом, делая ставку на наиболее эффективных на дан­ном отрезке игры спортсменов.

Спортсмены со слабой нервной системой лучше выступают на соревнованиях, степень значимости которых не столь велика. В ситуации большого напряжения (при большой ответственности за исход матча, старта) их результаты ухудшаются. В то же время спортсмены с сильной нервной системой выступают тем лучше, чем труднее и значимее соревнование. На легкие или малозначащие игры они мобилизуются плохо.

Поэтому для спортсменов со слабой нервной системой выгоднее принижать значимость соревнования и не требовать от них сверхусилий для достижения индивидуальных или групповых целей. Спортсменов же с сильной нервной системой в ряде случаев необходимо дополнительно стимулировать перед «легкими» соревнованиями, найти для них в этих соревнованиях дополнительный личный смысл.

bb

Каждый из нас знает, что главный труд любого спортсмена – будь то игровые, индивидуальные, технические или интеллектуальные виды соперничества – это работа над собой. Каждодневная тренировка и выступление на соревнованиях – две основные ипостаси труда спортсмена, которые составляют базовую платформу для достижения успеха.Всё это достигается в ходе постоянного физического и психологического совершенствования, в игровой практике, при применении специальных упражнений, тренажёров и приспособлений – то есть в тренировочном процессе, который составляет 90-95% труда спортсмена.

Ключ к успеху должен подходить к моторчику в заднице.

Почти во всех делах самое трудное — начало.

 

Если ждать минуты, когда все, решительно все будет готово, — никогда не придется начинать. И.С. Тургеньев

Кому-то это нравится тренироваться, кому-то – нет, а кто-то вообще относится к этому вопросу индифферентно. Но, как бы то ни было, следует знать, что на стороне тех, кто занимается спортом, есть особые преимущества. У людей, занимающихся спортом (даже у непрофессиональных спортсменов) здоровье в разы крепче, чем у не занимающихся им. Спорт укрепляет веру себя и свои силы, повышает самооценку, развивает волю, делает человека сильнее как личность. Ведь во многих случаях тренировки тесно взаимосвязаны с преодолением своих слабостей, работой на пределе своих возможностей, переоценкой своих ценностей и многими другими вещами, которые закаляют характер человека.        У каждого могут быть свои причины для занятий спортом и главное – это их найти.  Помните, что для того, чтобы начать заниматься спортом, не нужно обладать какими-то сверхъестественными навыками или знаниями. Здесь не играет роли ни пол, ни возраст, ни образование, ни финансовое положение. Важно только желание и способность найти в себе силы сделать первый шаг навстречу спорту.  

Если каждая ваша тренировка приносит моральное удовлетворение и психологическое удовольствие от сделанной работы то получение результата, к которому вы стремитесь, не заставит себя ждать. Ведь основной источник энергии для физической работы мы получаем, конвертируя запасы психической энергии и психологической устойчивости в энергию для мускульной деятельности. Многие, кто впервые приходит заниматься в зал, нередко выполняют неадекватные объемы работы, изматывая себя, и тем самым совершая основную ошибку всех новичков – быстрое переутомление. Если вдобавок к этому спортсмен не знает, как правильно питаться, находясь на тренировочном цикле и правильно восстанавливаться, то психический ресурс энергии быстро исчерпывается, что, собственно, непосредственно влияет на результат. А это — момент перелома. Под влиянием разочарования теряется мотивация и интерес к тренировкам.

qq

Хоть тело человеческое имеет в себе невообразимые ресурсы психической и физической энергии и способен на удивительные достижения. Однако инстинкт самосохранения не позволяет приблизиться к своему максимуму. Только в ситуации угрозы жизненным функциям включает супер способности. Спортсмену же, необходимо научиться, натренировать свой организм в нужный момент использовать свой потенциал. Банальная лень, например, это один из защитных механизмов, заставляющих нас лениться и недостаточно работать над собой, а быстрая адаптация организма – это и есть своего рода протест против мускульной работы и мышечного напряжения. Именно поэтому первые два-три месяца тренировок всегда тяжелы… Мышечная боль, физическая усталость, иногда повышение температуры, крепатура возможны на непродолжительное время при общей адаптации организма к физической нагрузке.

qq

Но это норма. Но взамен, вы получаете целый перечень положительных аспектов тренировки: снятие нервного напряжения, сглаживание психологических стрессов, общую расслабленность. И даже в проявление первых симптомов можно получить моральное удовольствие и гордость своими способностями преодолевать нагрузку и сопротивление организма. И если удастся продержаться этот период, через пару месяцев удовольствие от тренировки будет сильнее, чем чувство естественной усталости, и тогда психический ресурс энергии начнет переполняться, снабжая вас постоянным источником для наращивания силы и физического усовершенствования. А когда тренировки войдут в привычку, а организму они станут необходимы и удовольствие от нее вам обеспечено. Ну и конечно, глядя в зеркале на изменения, которые будут происходить с вашим телом, дадут дополнительную мотивацию для продолжения работы над собой что подразумевает – правильно организовать тренировочный процесс, своевременно и качественно восстанавливаться и питаться. Неплохо каждую тренировку закрепить каким-нибудь психологическим заданием, которое положительно влияет на ваш психический настрой. Даже стакан холодного кваса после нагрузки добавит позитива и поможет выработать нужный динамический стереотип поведения. Сконцентрируйтесь на себе и на своем удовольствии от тренировки!

Есть несколько правил правильной тренировки:

1) Нагрузка даётся не слишком маленькая, чтобы запустить приспособительные механизмы

2) Нагрузка и не доходит близко к порогу разрушения, чтобы уберечь себя от травм и чтобы время для восстановления не было слишком большим.

3) Новая нагрузка даётся тогда, когда организм восстановился полностью.

4) Объём нагрузки раз от раза возрастает.

5) Нагрузка должна быть разнообразной

Одно из заблуждений начинающих: «сила растёт во время тренировок».

Неверно! Сила растёт во время отдыха.

Ну и принцип гиперкомпенсации.

При нагрузке организм расходует свои ресурсы. Затем, когда нагрузка прекращается, он во время отдыха их восстанавливает. Но не до прежнего уровня, а чуть больше, чем было: с запасом на будущее. Это явление носит название гиперкомпенсации (сверхвосстановления) и лежит в основе всех тренировок, то есть приспособления к условиям окружающей среды. Но, чем ниже мы «падаем» в утомление, тем больше потом гиперкомпенсация, но она наступает позднее. А если после гиперкомпенсации повторной нагрузки не последует происходит обратный процесс – атрофия..                     Однако некоторые ткани при износе почти не восстанавливаются. Не надо грызть леденцы и царапать зубную эмаль, теша себя надеждой, что нарастёт больше, чем исцарапано — не нарастёт. Также не восстанавливаются, например, севшие межпозвоночные диски. Всё это необходимо знать, чтобы уберечь себя от травм.

qq

Мудр тот, кто знает нужное, а не многое. Еще раз о рефлексах.

В своих ранних публикациях, я уже касался темы разучивания и укрепления двигательного действия, без чего, абсолютно, не возможен прогресс и достижение профессионального уровня спортсмена.

Для этого мне хотелось бы напомнить то  над чем работал Иван Петрович Павлов — русский и советский учёный, физиолог,  создатель науки о высшей нервной деятельности, физиологической школы; лауреат Нобелевской премии по физиологии или медицине 1904 года. Ему принадлежит величайшая заслуга создания крупнейшей, не имеющей равной, в мире физиологической школы.. Одно из направлений его исследований  — тема безусловных  (врожденные, постоянные, наследственно передаваемые реакции такие как сосательные и двигательные -зрачковый, коленный и т.п) и условных (приобретаемых в процессе жизнедеятельности) рефлексов.  И эти – вторые, для спорта, имеют особое значение.  Простейшая рефлекторная дуга у человека проявляется при уколе пальца булавкой.  Когда рефлекс  позволяет человеку автоматически (непроизвольно) адаптироваться к изменениям окружающей среды, например, отдергивать руку от болевого раздражителя.  Все это способствует сохранению постоянства внутренней среды, то есть поддержанию гомеостаза.  В своем знаменитом эксперименте с участием собаки   И.П. Павлов звонил в звонок или зажигал свет  каждый раз перед кормлением животного. Следует отметить, что при виде еды у собаки через слюнные железы начинала выделяться слюна. В результате через некоторое время у животного вырабатывался условный рефлекс, звонок сам по себе вызывал выделение слюны и без наличия пищи.  Понятно, что для выработки итого рефлекса необходимо определенное время, но интересно, когда собака слышала более сильный раздражитель, например выстрел, наработанная реакция пропадала. Правда, на восстановление навыка требовалось меньше времени и, если не повторялась эта стрессовая ситуация, после длительной тренировки выстрел влиял только интенсивность выделения слюны.

Собственно, в спорте это основной принцип тренировки. Возникают они течение тренировок и исчезают при их отсутствии, но закрепляются генетически (не передаются по наследству ). Условно-рефлекторные реакции зависят от прошлого опыта, от конкретных условий, в которых формируется условный рефлексПри формировании двигательных навыков в спорте огромное значение приобрело создание у обучаемых правильных зрительно-мышечно-двигательных представлений об изучаемых физических упражнениях, особенно в тех видах спорта, технические приемы которых  значительно отличаются от привычных способов движений. А при работе над нежным рефлексом нужно четко понимать, что все идет через сознание и эффект дает только правильное выполнение движение. Например, если игроку дали задание  бросить 10 бросков, и он забивает 3, промахиваясь 7, то угадайте что в его навыке останется?  Правильно, то что получилось больше..  Что не так, количество бросков (может сил мало бросать 10 бросков), расстояние до кольца или позиция бросковая через чур сложна но, эффект от подобных  заданий наверняка будет ниже чем в системе тренировок от простого к сложному  с использованием анализа проделанной работы. В тренировочном процессе именно так работает наработка навыков всех элементов защиты и нападения.

Еще одну вещь Академик Павлов обнаружил в своих опытах.  Оказывается, что у собак две реакции на сложные задачи и трудные условия: в сторону возбуждения и в сторону торможения. В первом случае собака мечется, рвется, визжит, лает, воет. Во втором, утрачивает подвижность и вяло реагирует на окружающий мир.  Каждый спортсмен тренируется для участия в соревнованиях или в играх, что подразумевает  огромный стресс  и именно такие эмоции проявляются в это минуты.  Эффективность деятельности спортсменов может снижаться при развитии у него перед деятельностью или в ходе нее неблагоприятных психофизиологических состояний тревоги, страха, монотонии, психического пресыщения, утомления, фрустрации. Устойчивость к этим состояниям (время, через которое они появляются, интенсивность выраженности) у разных спортсменов неодинаковая, что обусловлено рядом факторов, в том числе и типологическими особенностями свойств нервной системы, имеющимися у спортсмена. При этом спортсмены устойчивы к одному состоянию, но не устойчивы к другим, что зависит от того, какие типологические особенности у них имеются. Таким образом, у каждого спортсмена проявляется специфическая устойчивость к тому или иному состоянию (быть лидером, ролевиком , нытиком и т.п.)

В организации тренировочного процесса и соревнования тренерам целесообразно учитывать эффективность деятельности спортсмена в роли ведущего и ведомого . Лица со слабой нервной системой более эффективны в роли начинающих, то есть когда они выступают первыми. Лица с сильной нервной системой более эффективны в роли ведомого, когда они выступают после соперника и знают уже его результат. Такие же соотношения имеются между лицами с подвижностью и инертностью нервных процессов. Следовательно, в зависимости от того, как складывается во время игры ситуация, и тактических задач тренер может варьировать составом, делая ставку на наиболее эффективных, на данном отрезке игры, спортсменов.

Сидят в лаборатории две обезьяны.Одна другой говорит:                                         -А ты знаешь про теорию Павлова о условных рефлексах?                                         -Нет, а что это?                                                                                                                               -Ну вот смотри.Я сейчас нажму вот эту красную кнопку и квази-обезьяны в белых халатах принесут нам банан.

(Тренера и Родители подумайте об этом !!!!)